Каким я буду в старости

Развитие речи. Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению Каким я буду в старости

Цели:

  • повторение сведений о тексте, стилях и типах речи;
  • формирование навыков работы с текстом, его комплексного анализа;
  • обогащение речевого опыта обучающихся;
  • способствование воспитанию нравственных качеств.

Запись на доске: благотворительность, милосердие, нарушение душевной связи людей. Строение текста, замысел, схема.

Оборудование:

  1. Толковый словарь С.И.Ожегова.
  2. Выставка книг писателей, в чьей судьбе громадное участие приняли бабушки, либо произведения о бабушках.
  3. Стенгазета Поболтаем о бабушках с фото, сочинениями и стихами о бабушках.
  4. Страницы с текстом для комплексного анализа.

Предварительная работа: написать сочинение Моя бабушка.

1. Организационная часть урока.

2. Актуализация прошлых знаний.

2008 год – Год семьи, заявленный Указом Президента РФ О проведении в РФ Года семьи №761 от 14 июля 2007 года.

Каким я буду в старости

Самое основное в жизни каждого человека – это семья. Это родные и родные люди. Люди, без которых не может быть нас, кто нас обожает и о нас заботится. В семье тебя знают, в тебя верят, ожидают, вопреки всему. Но в ней нужна и твоя забота и познание. Так как с чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы.

Парни, вы понимаете, что по указу Президента страны Татарстан М. Ш. Шаймиева 2007 год был заявлен годом милосердия и благотворительности.

— А что такое благотворительность? Милосердие? (Высказывания обучающихся)

Благотворительность — творить благо на пользу окружающим.

Милосердие — дорогой сердцем, отзывчивый, добрый.

Подготовленный ученик читает объяснения слов благотворительность и милосердие по словарю С.И.Ожегова:

Благотворительность — благотворительная деятельность.

1. О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на публичную пользу.

2. Направленный на оказание материальной помощи неимущим.

Милосердие — готовность оказать помощь кому-нибудь либо забыть обиду кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявлять милосердие, взывать к милосердию).

— Парни, мы говорим о милосердии, чуткости, доброте к окружающим, неимущим, нуждающимся. А будет ли это хорошо и верно, в случае если, проявляя милосердие и оказывая благотворительность другим, мы будем обижать своих родных, родных людей (маму, папу, брата, сестру, приятеля)? Нет. Исходя из этого, перед тем, как сказать о милосердии в громадном масштабе, нужно затевать с милосердия к родным. Сейчас мы поболтаем о нашем отношении к самым родным и родным людям, к нашим бабушкам.

3. Работа по теме.

1) Слово учителя.

— В жизни практически каждого человека не редкость бабушка? У вас имеется бабушка? Поднимите руки те, у кого она имеется. У кого две бабушки, поднимите руки.

— А кто это — бабушка? (Мать отца либо матери)

В словаре С.И.Ожегова так и написано:

  1. Мать отца либо матери.
  2. По большому счету о старухе .

— Парни, вдумайтесь: мать отца либо матери, т.е. если бы не было бабушки на свете, то и вашей матери, соответственно, и вас не было бы также, значит, бабушка есть и вашей матерью. Не напрасно, возможно, на татарском языке бабушку именуют ДЭУ ЭНИ – старшая мама. И как для мамы, вы для неё её ребёночек, её радость, её счастье.

Обожают вас бабушки? А имеете возможность сказать, из-за чего они весьма обожают своих внуков? (Бабушки обожают нас больше вследствие того что в своё время у них не было времени на своих детей, каковые сейчас уже выросли, на работу ходить не нужно, на данный момент бабушки свободны и всю свою любовь отдают внукам). Существует народная мудрость: Первый внук — первый ребёнок. Т.е. в жизни человека бабушка играется важную роль.

По страницам литературы мы знаем, что в жизни великих писателей громадное участие принимали бабушки. О ком вы имеете возможность сказать? (М.Ю.Лермонтов, М.Неприятный, В.П.Астафьев и др.)

(Обращаем внимание на выставку книг.)

— Сравнительно не так давно мы познакомились с творчеством В.П.Астафьева и прочли его автобиографическое произведение Конь с розовой гривой (В 7-8-м классах это возможно Фотография, на которой меня нет, Произведение М.Горького Детство и т.д.). Это рассказ о взрослении человека, о становлении личности. Писатель утверждает о необходимости хороша, эмоции ответственности, благородства, терпимости по отношению к окружающим, более не сильный, уважения к себе и родным. В рассказе звучит протест против ожесточённых явлений жизни, предупреждение от последствий нарушения душевной связи людей. В развитии и становлении личности Астафьева также громадную роль сыграла бабушка.

— На уроке литературы вы взяли задание написать сочинение о своей бабушке, прочтём кое-какие из них.(Чтение сочинений о бабушках.)

— Мы убедились, что для вас бабушка также есть родным и родным человеком, что в вашей жизни она также играется важную роль. Но обратите внимание на слова В.П.Астафьева: . нарушение душевной связи людей. Как вы понимаете эти строки? (Люди перестают уважать, понимать, обожать друг друга.)

— Неизменно ли и мы отвечаем нашим бабушкам любовью, преданностью, терпением?

Сейчас мы познакомимся с текстом И.Медведевой Поболтаем о бабушках.

2) Чтение текста.

Каким я буду в старости

Поболтаем о бабушках.

Давайте поболтаем о стариках — о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает мелким, заставляет имеется, в то время, когда уже не хочется. Вовсе вмешивается, делает замечания кроме того при ребятах. Кутает, В то время, когда все во дворе в далеком прошлом раздетые бегают. А то придет к школе в ливень и стоит с плащом и с зонтиком, позорит лишь. Ну что делать с таковой бабушкой? И стыдно не редкость позже за свою грубость, да сдержаться тяжело. В как словно бы пружина сжимается и желает распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Нужно прощать. Она-то какое количество прощает тебе? Терпеть — это близкий человек. Опекать, беречь. Пускай она считает тебя мелким и беззащитным, ты-то знаешь, что во многом посильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе жизнь отдает. Просто вследствие того что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и вследствие того что старость — достаточно тяжёлое и печальное время жизни .Все свое, личное, у нее сзади — заботы, эйфории, тревоги, увлекательная жизнь, надежды. И лишь ты — ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной, жизненный интерес, ее тайная надежда.

А позже, у каждого возраста имеется особенности. Вот и у стариков они есть-ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать.

Тебе на данный момент тяжело представить себя ветхим, а все — таки постарайся.

3) Анализ текста.

А) Тема. (О бабушках, как они нас опекают, обожают.) Лишь ли о бабушках говорится, о чём ещё данный текст? (О нашем отношении к ним.) Значит, не считая основной темы, имеется ещё и микротемы, мы к ним возвратимся, в то время, когда будем работать по абзацам и составлять замысел.

Г) В случае если мы воздействуем на читателя, убеждаем его, к какому стилю принадлежит текст? (Публицистический.)

Д) Попытайтесь доказать это на примерах языковых средств.

  • Риторические вопросы (Ну что дальше?);
  • восклицательные и побудительные предложения (Давайте поболтаем…);
  • обращения к собеседнику (Знаешь, что делать с бабушкой?, Давай поболтаем. );
  • ряд однородных членов;
  • обратный порядок слов;
  • предложения связаны между собой параллельной связью;
  • большое количество альянсов.

Все перечисленные языковые средства создают атмосферу доверительного беседы, что также обширно употребляется в публицистике.

Е) Сможете ли вы сказать, к какому типу речи относится текст?

(Описание, повествование, рассуждение.) Докажите.

Дабы уточнить тип речи данного текста, поработаем по абзацам.

Каким я буду в старости

Ж) На доске запись оформляется по ходу работы.

1 абзац. Вступление.

Каким я буду в старости

2 абзац. О чём говорится во втором абзаце? Какое слово либо предложение, по-вашему, будет являться главным, ключевым?

( Ох уж, эта бабушка!). Как вы думаете, из-за чего? (Это предложение со значением оценки, выраженным не столько словами, сколько интонацией, которая угадывается за конструкцией Ох уж. — разговорная обращение.)

Этим предложением начинается фрагмент, выстроенный как описание предмета.

Обратите внимание, описание предмета даётся через какие конкретно части речи?

3 абзац. О чём говорится в третьем абзаце? Что делать с бабушкой? (Записываем в замысел)

4 абзац. Возрастные особенности. (По окончании анализа абзаца обращаем внимание на записи, сделанные на доске.)

4) Ясное чтение текста учениками.

4. Домашнее задание.

Обратите внимание на последнее предложение текста. Вам, вправду, тяжело представить себя ветхими, а всё-таки постарайтесь.

Напишите, каким вы воображаете себя в старости, как станете вести себя, как относиться к внукам.

Скажите, что запомнилось вам из прочтённого нами текста. (Прослушивание точек зрения обучающихся.)

Литература:

  1. Капинос В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М: Линка-Пресс, 1994.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского. Москва. 2000.

Вам это понравится:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *