Чистить зубы перед причастием

На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, заведующий канцелярией Гатчинской епархии. Передача из Петербурга.

Чистить зубы перед причастием

— Правда ли, что перед Причастием нельзя чистить зубы и из-за чего?

— Весьма хороший вопрос. Сходу хочется задать вопрос, возможно ли лицо мыть перед Причастием, возможно ли душ принимать? Так как вода также может в уста попасть, что-то может случиться неприятное. Отвечу просто: возможно а также необходимо. В человеке должно быть все замечательно, как сказал классик, и нужно за собой следить. Исходя из этого нет никаких канонических препятствий к тому, дабы перед Причастием следить за свое наружностью: чистить зубы, умывать лицо. Естественно, в то время, когда мы говорим о посте перед Причастием, мы предполагаем потребление пищи, а не чистку зубов. В итоге, может когда-то в юные годы мы все пробовали пасту покушать, но во взрослом возрасте мы этим не занимаемся, правда? Не смотря на то, что не знаю, возможно, кое-какие и кушают (смеется). Но доктора не советуют этого делать, по причине того, что это возможно вредно для организма. Само собой разумеется, это не прием пищи, и нужно разделять эти вещи, наблюдать реально на обстановку, применяя свой разум и мудрость, которую нам дает Господь.

— В постсоветской России, к сожалению, пропала традиция красиво наряжаться, следить за собой, особенно по-торжественному планировать на Божественную литургию. Как с этим быть?

— Рекомендовать людям возобновлять эту традицию на домашнем уровне, на своем жизненном личном опыте. Посещение храма это вправду праздник, это встреча с Всевышним (не смотря на то, что мы с Всевышним видимся ежедневно в молитве, да и во сне, возможно сказать, по причине того, что Господь неизменно среди нас, христиан). Посещение храма это особенное событие, по причине того, что там мы видимся с Всевышним, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем подлинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине, и это праздник. Недаром по церковной традиции в воскресные дни пост не считается нужным. Мы знаем, что в воскресные дни как в праздники человек должен поститься лишь для Евхаристии, а позже уже это праздник, и, само собой разумеется, мы должны это сознавать. По большому счету посещение храма неизменно особенное событие. Там мы исповедуемся, получаем отпущение грехов, там мы становимся сопричастниками Тела Христова, мы получаем Божественное откровение на протяжении слышания Слова Божия, чтения Апостолов, Святых Евангелий, на протяжении проповеди. Исходя из этого это праздник, без сомнений. Жалко, что эта традиция потеряна, по причине того, что во время СССР все скрывались, опасались, и этих людей можно понять, вправду были ужасные преследования христиан. Но на данный момент время-то благодатное, это возможно и необходимо возобновлять. Нужно храм принимать как особенное место в жизни, избегая ощущения скорби. Евхаристия, Божественная литургия это праздник, а не похороны; это не прощание, это встреча. Это встреча с Всевышним, встреча с жизнью, встреча в молитвах со своими усопшими родными и родными. В случае если мы начнем это осознавать, будем об этом не забывать, тогда мы будем и очень подготовиться, торжественно наряжаться.

Чистить зубы перед причастием

— Подготовка к Причастию вся сводится к вычитыванию правила

— К сожалению, да, мы размышляем лишь о вычитывании особых молитв, Последования к Причастию. Мы лишь думаем о том, возможно ли выпивать воду, чистить зубы, а о самом главном время от времени забываем что состоится подлинная встреча с Телом и Кровью Божиими, что мы станем Его сопричастниками. Это самое великое событие в истории всей Церкви, это пик литургии. Кое-какие богословы уверены в том, что у литургии 2 пика, 2 серьёзных момента, и они равны между собой: это чтение Слова Божия либо слышание Слова Божия (по причине того, что само по себе Слово Божие также исцеляет и многое дает нам, Православной Церкви) и святая Евхаристия. Это 2 пика, каковые не смогут быть один выше другого, они на одном уровне находятся, по причине того, что Слово естественно соединено с нашим Причастием в святой Евхаристии. И это 2 праздника.

— Откуда берутся новые души с рождением каждого нового младенца? Нескончаем ли данный процесс?

— Михаил, мне Примечательно, что Вы думаете по этому поводу? Я имею свою точку зрения, а как Вы?

— Я считаю, что это непрекращающийся акт творения, создание из ничего. Само собой разумеется, возможно сказать о том, что в Логосе уже изначально существуют все души как предвечно замысленные. А вдруг сказать о бытовой стороне, я пологаю, что это творение.

— Это одна из точек зрения. Точно, существуют еще другие предположения по этому поводу. Я отношусь к этому так. Тайна сия громадна, имеется вещи, каковые мы познаем лишь по окончании того, как соединимся во всей полноте с Господом, уже покинув данный бренный мир. И потому, что эта тайна громадна и никак не воздействует на наше спасение, то, возможно, нужно размышлять о вещах более серьёзных не о том, откуда берутся души, а о том, что они уже пришли в мир и о них нужно заботиться, об этих людях, наших родных и родных. А кто тебе близкий, об этом хорошо описывается в притче о добром самаритянине. Это основное заботиться о душах, каковые пришли в данный мир; размышлять не о том, откуда они, а о том, что они тут. Это моя точка зрения, она возможно кем-то не приемлема, может оспариваться.

— Довольно часто в околоцерковной среде таковой вопрос вызван популярностью представлений о перерождении. Т.е. люди околоцерковные совмещают то и другое.

— Реинкарнация. Да, понимаю, это занимательный вопрос, и об этом большое количество рассуждают, большое количество было написано статей, кроме того некоторых богословских изучений. Снова же тайна сия громадна. Для нас, христиан, должно быть принципиально важно то, что воздействует на наше спасение. Откуда приходят души, как это все происходит перед тем, как человек приходит в мир это не связано с привлекательной смертью Господа нашего Иисуса Христа, не связано с той благодатью, которую дарует нам Господь Всевышний в святой Церкви через орудия благодати, через святые Таинства. Данный вопрос, я бы сказал, в некоторой степени философский, на бытие Божие он не воздействует. Мы можем философствовать хоть вечно, но опасность в том, что размышляя на эту тему, мы можем увлечься своим мудрствованием и углубиться в ту либо иную ересь. Дабы этого с нами не случилось, нужно не забывать о том, что основное в нашей жизни; что первично, а что вторично. Первично это Слово о спасении, спасительная и привлекательная смерть Господа нашего Иисуса Христа, весть о том, что Он на данный момент среди нас.

— Самое основное, что мы знаем, откуда Он и куда Он

— Да, это уже разумеется, Он Сам говорит, что Он от Отца и к Отцу исходит. Да и то, что Он говорит Придиите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Мы знаем, что сейчас каждый может воззвать ко Господу и иметь спасение, радость общения с Всевышним, возможно время от времени и через страдания и через опробования, но все равно радость. Благодать Божия так громадна, что она кроме того страдание превращает в благословение. А для внешнего мира, как бы сказали апостолы, языческого, который находится вне рамок христианской веры, это посмешище, как об этом и сказал святой апостол Павел.

— Мои родители, бабушки, дедушки уже погибли, целый род некрещеный все коммунисты, атеисты, войну прошли. В монастыре мне растолковали, что за некрещеных своих родителей я могу подавать милостыню, помогать малоимущим, деткам, что я и делаю. А знакомая принесла книгу, где написано, что за некрещеных ни за что молиться и поминать вот так запрещено, по причине того, что тому человеку будет не хорошо. Как быть?

— Это весьма увлекательный вопрос и многие им задаются, в то время, когда речь заходит о родственниках, каковые были не крещены и отошли в мир другой. Вправду, в нашей христианской традиции канонически мы как бы не совершаем особых молитв о таких усопших, т.е. на проскомидии не поминаем их имена, не вынимаем частички. На протяжении чтения Ектении они не поминаются, по причине того, что речь заходит лишь о верных чадах Христовых, т.е. тех, кто уже отошел в мир другой, будучи крещеным. Но в своей личной молитве вы все-таки имеете возможность их вспоминать и просить у Господа умилостивления по отношению к ним, по причине того, что Суд Божий совершается там. Не нужно забывать, что один из Знаков Веры (а их самых известных три, мы читаем Никео-Цареградский, а имеется еще самый маленький, который считается древней крещальной формой, это Апостольский) подчеркивается, что Христос сошел во преисподняя, а позже воскрес и вознесся на небеса. Господь поработил преисподняя, Он победил смерть смертью. Для чего Он сошел во преисподняя? Естественно, дабы совершить Свой Суд и точно вывести тех, кто там пленен. Об этом не следует забывать. Естественно, это совершается вне времени человеческого, и в своих частных молитвах вы должны вспоминать своих родных и родных усопших, по причине того, что все-таки это ваши родные и родные.

— Мне также как-то необычно слышать о запрете

— Господь нас призывает молиться за наших врагов, каковые не являются крещеными христианами и гонят нас. Они также являются творениями Божиими и смогут в один раз стать нашими приятелями. Кольми паче мы должны молиться за наших родных и родных, каковые нас родили, воспитывали, вкладывали в нас силы. Крайне важно в любом случае вспоминать о них, посвящать им молитвы и просить у Господа, дабы Он совершил Свой праведный суд так же в отношении этих людей.

— И само собой разумеется, дела милосердия оставлять также не нужно.

— Память о наших родных и родных это также дело милосердия, по причине того, что, к сожалению, частенько мы предаем забвению тех, кто ушел. Это неправильно. Понимаю, время от времени это происходит благодаря каких-то событий, жизненной суеты, отдаленности. Но в случае если нет возможности посетить могилки, давайте хотя бы будем вспоминать их в наших молитвах ко Господу.

А то, что у некоторых людей таковой антагонизм (как у вашей привычной) это, я считаю, не по-христиански. Она имела возможность сказать Прости, на литургиях у нас не принято поминать, но однако мы все-таки должны о них не забывать. Т.е. как-то возможно было все это с братолюбием сказать. Мне бы было морально не легко, если бы кто-то ко мне так же отнесся. В этом нет христианской любви.

— Из-за чего храм считается местом особенного присутствия Божьего, поскольку все говорят, что Господь везде один и Тот же?

— без сомнений, мы все хорошо понимаем, что в жизни людской и жизни любого социума существуют определенные традиции. В то время, когда мы рассуждаем о театре, естественно мы имеем в виду игру актеров, пьесы, но так же мы предполагаем и строение, в котором совершается это воздействие. В то время, когда мы рассуждаем об университете, мы предполагаем процесс преподавания, профессуру, абитуриентов, студентов, канцелярию, но так же и институтские здания. Так устроен данный мир. И в то время, когда мы рассуждаем о том месте, где совершаются особенные действия среди верующих христиан, мы предполагаем, естественно, какое-то здание, которое мы именуем церковью, храмом, часовней, собором, где совершаются особенные действия. Эти особенные действия и придают очень важный темперамент этому месту. Традиционно литургия совершается среди народа и для народа. По большому счету в древности, в то время, когда не было людей, священник и не должен был помогать, по причине того, что литургия в переводе с греческого это дело народа (литос — народ, эрго — дело), общее дело. И в то время, когда верные Христовы планировали, совершалась литургия, богослужение, работа, на протяжении которой слушали Слово Божие, совершалась Евхаристия, т.е. благодарение Всевышнему (в переводе с греческого, евхаристия благодарение Всевышнему), где люди получали подлинные Тело и Кровь Христову. И эта Евхаристия, это событие Причастия и придает любому месту особенное значение.

И, само собой разумеется, не следует забывать, что места владеют не только определенной социальной, но и энергетической значимостью. Это всем известно, неоднократно подтверждалось физиками, что любое пространство наполняется энергией, которая ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. И мы именуем место, где совершается литургия, намоленным (на протяжении евхаристического канона совершаются особые молитвы о призвании Святого духа, дабы Он благословил Евхаристические подарки, благословил целый народ). Естественно, в то время, когда все верные чада Христовы молятся, естественно, это место начинает владеть особенным значением.

Но не следует кроме этого забывать, что вне храма наша жизнь христианская не заканчивается. Вправду, в жизни каждого из нас пребывает Господь, по причине того, что мы сущность сосуды Духа Святаго. В жизни каждого верного чада Христова происходит так именуемое преображение, обо?жение. Об этом большое количество богословы рассуждают, в западной богословской традиции именуют это понятием санктификация, т.е. освящение; мы именуем это греческим термином теозис, т.е. обо?жение. В жизни верующего христианина происходит настоящее изменение изменение его душевного состояния, изменение его жизненных событий, его духовного внутреннего мира, и это видят окружающие. Кроме того сам человек может этого не видеть, но это происходит по причине того, что наша жизнь христианская за стенками храма не заканчивается.

— Вы говорили, что два основных момента на протяжении Литургии это Причастие и чтение Слова Божия. Но часто бывает так, что Слово Божие просто неясно, не слышно по различным обстоятельствам. Из-за чего чтение происходит спиной к народу?

— Литургия делится на пара частей Проскомидия, Литургия оглашенных И вот на протяжении Литургии оглашенных, до Литургии верных именно Писание читается. Вправду имеется традиция чтения Священного Писания спиной к народу. Т.е. выходит дьякон (если он имеется) на амвон, перед ним стоит аналой, и он, обратясь к востоку, к алтарному престолу, в Царские врата, читает Святое Евангелие. Чтец может так же спиной к народу читать Апостолов, но в большинстве случаев чтец выходит на середину храма, исходя из этого его слышно. Обращаются на восток, т.к. мы все служим Господу, обратясь в одном направлении. Но это не принципиально. Евангелие может читаться и лицом к людям. Само собой разумеется, многое зависит от личных данных чтеца, ничего не сделаешь какая у человека артикуляция, голос, с какой интонацией и скоростью читает он Евангелие. Сравнительно не так давно я был в Греции, имел там возможность проходить службу в нескольких храмах, служил Божественную литургию, и там читали Евангелие лицом к народу. Т.е. в то время, когда я вышел на амвон читать Евангелие, передо мной так поставили аналой, что я лицом к народу, обратясь к людям, читал Святое Евангелие.

— В некоторых храмах Санкт-Петербурга такая же практика.

— Да. Исторически по окончании чтений Евангелия должна быть проповедь (у нас ее неспешно отодвинули в конец Литургии, но в некоторых храмах пробуют возродить традицию). Время от времени священник по-русски еще раз вычитывает текст из Синодального перевода. Само собой разумеется, все зависит от батюшки, от людей, это все вопросы более частного характера. Общей практики не существует.

— На Пасху все храмы придерживаются чтения Евангелия лицом к народу.

— Да, это один из хороших примеров.

— Вопрос о практике Сны Богородицы. Кое-какие дамы передают друг другу сны Богоматери, считая их оберегающими молитвами. Суть там таковой: жила-была Богоматерь, дремала-проснулась, отправилась из ворот в ворота Дамы, считая это молитвой-оберегом, читают это каждый день с другими молитвами. Считается ли это ворожбой и колдовством, в случае если дамы чистосердечно считают это молитвой?

— Первый раз об этом слышу. Давайте постараемся совместно порассуждать на эту тему, что я один неизменно говорю! Вы как думаете, возможно это считать ворожбой?

— Я придерживаюсь той точки зрения, что ворожба и колдовство только вымысел.

— А как же волшебные действия, приводящие к плачевным последствиям?

— Я как студент психфака считаю, что это плацебо. В случае с этими молитвами меня удивляет несознательность, т.е. люди так привыкли вычитывать что-либо.

— Бывают ситуации, в то время, когда человек просто не задумывается, делает что-то по инерции и мало далек от христианского вероисповедания. Не вследствие того что он плохой человек, а вследствие того что он еще не осознал, что такое христианство, до конца. Т.е. он знает, что имеется Церковь, примерно представляет, что это такое, но в действительности с христианством мало знаком. Такая проблематика существует.

К примеру, у меня в один раз был случай. в один раз я был в храме, куда привезли ковчег с мощами одного из святых. Была особая работа, молебен, было довольно много народу, данный ковчег поставили на особое возвышение, все доходили, прикладывались. Рядом сердобольные служители храма поставили прекрасную софринскую кружку, на которой было написано Пожертвования на перенесение мощей. Кое-какие люди, не понимая где что, целовали и ковчег, и кружку.

Так же и тут нужно услышать Слово Божие, войти в общение с Церковью и тогда все поднимется на свои места, не будет этих необычных вариаций.

— Осуждение священника грех. А вдруг о священнике говорят в шутливой форме, есть ли это грехом?

— Я считаю, что с осуждением священника нужно разобраться. Во-первых, как Вы понимаете слово осуждение? Любой человек владеет правом, которым его наделил Господь, делать свои умозаключения. Я бы кроме того больше сказал Господь призывает нас применять разум и делать умозаключения.

— Да, в Евангелии мало искажен суть при переводе: в то время, когда Господь сказал о фарисеях, что они покинули суд и милость (Мф. 23:23), в действительности рассуждение и милость.

— Да, Вы на данный момент отлично подметили. Господь нас призывает рассуждать. А в русской речи рассуждение и осуждение где-то весьма рядом. Т.е. в то время, когда мы осуждаем, мы где-то рассуждаем, мы делаем свои какие-то умозаключения, к каким-то выводам приходим по отношению к тому либо иному человеку.

В случае если мы строим козни это грех, в случае если мы наговариваем это грех, и причем не имеет значение, на кого мы наговариваем либо кому строим козни священнику либо не священнику. Это одинаково не хорошо. Но у нас имеется полное право иметь свою точку зрения в отношении поступков, действий тех либо иных людей. Что касается осуждения священников я бы не заявил, что мы совершаем грех, в случае если мы делаем выводы по поводу тех людей, каковые обречены священным саном. Не нужно забывать: люди, пришедшие в клир, ставшие священниками это живые люди из мира. Когда-то были такими же прихожанами, как и все остальные, соответственно принесли с собою свою субкультуру, свои привычки, свои традиции, ведут себя в соответствии с ними. Мы должны не забывать, что это люди, и мы имеем полное право иметь свою точку зрения о том, каковы они. Мы можем, само собой разумеется, ошибаться, а можем быть и совсем правы, исходя из этого я бы не заявил, что это грех. Нам необходимо рассуждать и делать свои выводы.

Чистить зубы перед причастием

Вопрос насмешек это вопрос культурного воспитания. В случае если хорошая шутка без язвительности, то в этом нет ничего нехорошего. А вдруг с язвительностью, с ехидством то, само собой разумеется, это не хорошо. Снова же это вопрос чисто моральный. Это относится не только того, что мы говорим о священниках, но и что мы говорим по большому счету о людях, окружающих нас. Само собой разумеется, человек вежливый, благородный для того чтобы себе разрешать просто так не будет, а вдруг и будет, то, вероятнее, в сердцах. Я уверен, позже он раскается, ему будет не очень приятно, и не вследствие того что он будет опасаться кары и наказания, а по причине того, что ему сам факт неприятен, что он кому-то делает что-то нехорошее. А сказать с язвительностью, как говорит молодежь, подкалывать кого-то, естественно неприлично. Имеется в этом что-то недостойное человеческого преимущества.

Такие вопросы касаются кроме того не христианства, а простых человеческих взаимоотношений, естественной благообразной культуры, которую мы пробуем сохранить и передать нашим детям. Это не высота полета христианства, это элементарные вещи. Чтобы это осознать, не нужно быть христианином, достаточно вежливым, хорошим, я бы кроме того сказал советским человеком. Так как был же период благообразного советского воспитания, в то время, когда неприлично было ругаться на людях, при дамах, применяя тяжелые матерные выражения, было неприлично не хорошо относиться к пожилым людям, было неприлично хамить кому-то на улице и уж тем более на кого-то руку поднимать. И так как эти люди не претендовали на звание христиан, они просто претендовали на звание вежливых людей, советских. Я с наслаждением наблюдаю советские фильмы, особенно меня интересует кинематограф времен оттепели. Так как какое количество было снято прекрасных картин! Мы не все их заметили сходу, но их на данный момент показывают, черно-белые они же красивы, какой необычной культурой наполнены те персонажи, которых вы там видите! Так как они рассуждают, в принципе, о вечных вещах о любви, о верности, о преданности, каковые естественно связаны с христианством, но они говорят об этом с позиции светских людей. Тем более это дорого, жалко, что мы на данный момент это потеряли, это катастрофа нашего общества.

Ясно, что у нас на данный момент культурный кризис, так позволяйте молиться приятель за приятеля и хотя бы с себя затевать. В случае если любой начнет хоть что-то делать без озлобленности, общество начнет изменяться.

Не забывайте Место встречи поменять запрещено, в оригинале произведение называется Эра милосердия. Там имеется ключевой момент, в то время, когда персонажи Шарапова и Жеглова попивают водочку (у них сравнительно не так давно убили приятеля-сослуживца) и рассуждают о том, как они будут рубить эти драконовы головы: зло, предательство, зависть (это и имеется, кстати, самые ужасные головы дракона). А герой Гердта говорит: Наша страна только что пережила самую ужасную войну, и в случае если сказать о добром будущем для нашего общества, то нужно сказать не о тех карательных способах, каковые вы на данный момент вспоминаете, а о том, что есть вечным милосердие, сострадание, любовь к ближнему. Это окажет помощь нам опять стать живым человеческим обществом, которое имеет культурное наследие, и, возможно, тогда наступит Эра милосердия.

Естественно, я перефразировал данный диалог, не процитировал его подробно, а передал основную идея. Культура людская связана не с карательными мерами. Нереально сделать человека благородным из-под палки, это нужно делать личным примером духа. Дабы кого-то воспитать, нужно самому обладать какой-то культуры; нереально передать какую-то культуру, если ты ее сам не имеешь. Это, кстати, согласуется и с христианским учением в случае если у тебя нет чего-то, ты не сможешь это передать. Ты можешь большое количество об этом сказать, рассуждать, но не передашь.

Вот у нас в обществе на данный момент применяют большое количество так называемых законодательно-карательных мер, дабы общество сделать лучше это не окажет помощь. Большое количество раз это уже делалось, ни к чему позитивному не приводило. Напротив, будет противодействие. Вынудить человека не плеваться на улице карательной мерой нереально, он все равно будет это делать, в то время, когда никто не будет его видеть. Должен быть внутренний императив, внутренний стимул, а его передать смогут только милосердные способы и меры. Позволяйте начинать с себя.

Вот на данный момент запретили курение в публичных местах

— Я также рад. Но дело в том, что курить не перестают, и это выглядит, на мой взор, по-ханжески. Для чего уподобляться этому, простите за выражение, фарисейству? Это общество не усиливает, это превращает общество в лицемеров. А запретный плод более сладок. Почему-то в советских временах как-то сохранялась культура, притом, что они не задумывались о вопросах, хорошо курить либо не хорошо. А мы смещаем выговоры, время от времени намеренно. У нас имеется настоящие моральные неприятности в обществе, и никто не пробует заострять на них внимание, в отличие от вопросов, каковые в принципе не имеют отношения к морали. Так как курение не имеет отношения к морали. Вы хороший человек вне зависимости от того, курите либо нет. Не имеет значение какого именно цвета и из какого именно материала на Вас рубаха, материал возможно неполезен для вашего тела и для меня, т.к. я вдыхаю пары, это возможно посредством химии доказать, но вы не становитесь от этого ни нехорошим, ни хорошим. Ваше внутреннее духовное состояние от рубахи не зависит, оно зависит от образа мышления. Вот о чем нужно сказать. А мы рассуждаем о карательных мерах, наряду с этим становясь ханжами и других в нашем обществе пробуя так же сделать ханжами. И общество смеется над этим, и мы смеемся, т.е. мы сами над собой начинаем издеваться. Курение не единственный пример, много других.

— Сравнительно не так давно было ужесточение правил для водителей.

— Снова же стали ли надёжнее ездить? Получается замкнутый круг.

— Я в определенных запретах вижу и пользу, поскольку как Апостол пишет Закон не для свободного, т.е. закон нужен тому, кто порабощен страстями, в противном случае он начинает беспредельничать.

— Согласен. Но снова же, если бы в это не втягивали понятие морали. Я считаю (подчеркиваю, это мое вывод, а не церковного священноначалия), что не карательными мерами, а через хорошее культурное наследие возможно поменять в обществе. Любой должен затевать с себя, и около другие преобразятся. Спасись ты, и около тебя тысячи спасутся. Нужно молиться за наше общество, дабы это культурное наследие оживало, дабы было приятно наблюдать на нашу молодежь, на себя вне зависимости от возраста (не редкость, и старики ведут себя не совсем прилично).

— Из-за чего, в то время, когда человек умирает, первые дни до похорон нельзя открывать окна? И из-за чего занавешивают зеркала, и в них ни за что нельзя смотреть?

— Имеется различные точки зрения по этому поводу. Я вот слышал, что не открывают окна вследствие того что усопший дух может попасть обратно. Это языческие традиции, не хочется в это углубляться. По поводу зеркала это также отдельная языческая история. Это не касается христианских традиций, это всенародная традиция, которая существует тут и по сей день. Я как священник Русской Православной Церкви не могу рассуждать об этих вещах полностью, по причине того, что они никак не связаны с тем, что для меня дорого с верой христианской, с богословием христианским, с учением апостольским.

— Т.е. возможно с уверенностью заявить, что в случае если открыть окна, ничего не произойдёт, и в случае если взглянуть в зеркало, также ничего не произойдёт.

— Да, для христиан это не опасно. Но имеется традиции, каковые и не нехорошие и не хорошие. Они существуют, не повреждая нашей вере, давайте их уважать. Принято так ну что же, от этого не обеднеем. Корни у данной традиции языческие, ничего общего с апостольским учением не имеют

Чистить зубы перед причастием

— Апостол говорит Для чистого все чисто.

— Да. Могу привести на данный момент множество библейских цитат, сослаться на апостольские послания, но мы все хорошо понимаем, что в то время, когда среди нас Господь нам уже нечего опасаться. Я уже сейчас сказал, что мы сущность сосуды Духа Святаго, в нас пребывает тот, кто посильнее того, кто в мире, нам опасаться-то нечего. Нам лишь одного нужно опасаться зло делать, то зло, о котором говорится в молитве Отче наш: Но избави нас от лукаваго. Нам нужно опасаться стать злыми. А зло, естественно, не в том, о чем мы сейчас в начале рассуждали зубы почистили либо не почистили. Зло не в том, открыли мы либо закрыли окна, в то время, когда кто-то погиб, смотримся ли в зеркала. Зло пребывает в том, в то время, когда мы хотим чего-то нехорошего ближнему. Это элементарные вещи, это вопросы морали. Об этом вся наша христианская вера, об этом сказал неизменно Спаситель самое основное в жизни человека это его моральное внутреннее становление. Ты можешь не есть мясо, но наряду с этим поедом поедать своего ближнего. Мы вспоминали на протяжении поста высказывания Отцов Церкви о том, что основное на протяжении поста неупотребление определенной пищи либо любовь к ближнему? Любовь к ближнему, это конкретно! Все другое это вторичный продукт нашей духовной жизни, но никак не первичный. То же самое касается всех этих событий. Имеется традиция из уважения к культуре нужно ее сохранять, из-за чего нет. Тут в России будет так, приедете в другую страну там будет в противном случае, и это никак не повлияет на вашу христианскую мораль. Из уважения к людям проявляйте терпение и думайте о главном о своем духовном возрастании.

Гость программы: иерей Александр Асонов

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Чистить зубы перед причастием

Расшифровка: Екатерина Федотенко

Поделиться:

Вам это понравится:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *